Подолання конфлікту: контрольний список ресурсів для активіста (російською)

Этот контрольный список не предназначен для использования в качестве шаблона по безопасности. Обстоятельства в вашей конкретной ситуации являются ключевым определяющим фактором. Принимайте во внимание опасности и угрозы, с которыми вы сталкиваетесь, и любые имеющиеся уязвимые места, чтобы дополнить и персонализировать этот список. 

Знания:
1.    Об опасностях и угрозах, с которыми вы сталкиваетесь; 

2.    О своих юридических правах, законах страны, национальных и международных средствах защиты прав; 

3.    О вашем обществе, культуре и политической системе; 

4.    О методах борьбы со стрессом. 


Контакты:
1.    Доброжелательно настроенные местные общины; 

2.    Возможность быстро мобилизовать большое количество людей; 

3.    Местные связи – правозащитные организации, средства массовой информации и влиятельные лица; 

4.    Связи в правительстве, полиции и с другими ключевыми действующими лицами; 

5.    Связи с посольствами;
6.    Региональные и международные правозащитные сети и организации.

Планирование: 

1.    Планы безопасности для повседневных рисков; 

2.    Подробный план действий на случай возникновения самых серьезных рисков; 

3.    План действий в чрезвычайных ситуациях (на случай возникновения неожиданных рисков); 

4.    Четкое распределение обязанностей в области безопасности; 

5.    Уделять внимание безопасности в рабочих планах; 

6.    Регулярный пересмотр планов безопасности. 

Организация/офис: 

1.    Хорошая репутация организации у населения; 

2.    Необходимая физическая безопасность – ворота, замки, надежные двери и окна, сейф, хорошее 
освещение и т. д.; 

3.    Четко определённый мандат организации (деятельность организации можно кратко и 
четко объяснить другим, например, на контрольно-пропускных пунктах); 

4.    Благоприятная обстановка для обсуждения рисков; 

5.    Информационная безопасность (например: антивирус, система паролей, безопасные адреса электронной почты, шифрование документов); 

6.    Понятные системы для обработки особо секретной информации; 

7.    Правила приема посетителей, чтобы предотвратить несанкционированный доступ. 


Другое: 

1.    Собственное поведение – жизнь в рамках закона;
2.    Поддержка со стороны семьи;
3.    Доступ к безопасному жилью, если потребуется;
4.    Безопасный транспорт;
5.    Финансовые ресурсы;
6.    Медицинская страховка;
7.    Способность справляться со стрессом.

Диагностика и картография конфликта

Картография - это один из приемов анализа конфликтных ситуаций. Этот прием усиливает наглядное представление о конфликте, определяет стороны по отношению к проблеме, и наглядно представляет отношения между ними.

Мы используем картографию в различных целях - для лучшего понимания ситуации; для того, чтобы более четко увидеть точку зрения; определить, где лжет власть, чтобы открыть там новые стратегические пути; увидеть, где находятся наши союзники или потенциальные союзники; для того, чтобы найти нашу собственную нишу; для того, чтобы оценить, что уже сделано, и для многих других причин. Если люди с различными точками зрения сделают карту ситуации вместе, они могут узнать многое об опыте и восприятии каждого из них.

Порядок картографирования конфликта
Решите, что вам нужно получить  от карты, когда и с какой точки зрения.

Если вы попытаетесь преобразовать историю регионального политического конфликта полностью, результат может оказаться настолько времяпоглощающим, и настолько большим и таким комплексным, что не будет действительно полезным.

Карта часто бывает очень полезной в тех случаях когда ситуация рассматривается с разных точек зрения, вот почему актуально проблему разбивать на части. Попытка согласовать эти различные точки зрения будет реально способствовать разрешению конфликта. Это хорошая возможность выяснить, какая же из них действительно вмещает в себе наше описание.

В добавление к “объективном” аспектам полезно картографировать восприятия, потребности, опасения.
Это даст нам лучшее понимание о мотивациях различных сторон. Это может помочь нам объяснить некоторые недопонимания и достаточный уровень восприятия между сторонами. Также это полезно для нас в понимании действий тех сторон, к которым мы чувствуем симпатию. И кроме того, очень важно выяснить, согласны ли эти стороны с теми потребностями, опасениями или представлениями, которые мы приписываем им.

Не забывайте о вашем собственном месте в этом картографировании.
Ваше собственное присутствие в преобразовании - это хорошее напоминание, что мы тоже часть ситуации, но не выше этого, даже если мы сами анализируем эту ситуацию.  Каждый из нас пришел с определенного уровня, принадлежит к определенной группе, у каждого существуют личные потребности и опасения, и у каждого существует свой определенный путь. У каждого из нас есть свои личные особенности.

Преобразование динамично - оно отражает изменяющуюся ситуацию и существующие тенденции.
Этот вид анализа может дать новые возможности. Что мы можем сделать? Кто сделает это наилучшим образом? Когда наступит наилучший момент? Какая подготовительная работа нужна вначале, и какая структура будет впоследствии?

Преимущества картографии конфликта

Рекомендации по картографированию

Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов:
Этап 1. Определить проблему заявлением общего характера.
Этап 2. Опознать и назвать главных участников.
Этап 3. Каковы нужды и опасения каждого участника или группы?

Вы можете составить карту наедине, с вашим партнером по конфликту или с целой группой. Разберите результат с точки зрения новых наблюдений, общей базы и общих взглядов. Обратите особое внимание на главные вопросы и опознайте элементы, которые могут быть положены в основу подхода “выиграть/выиграть”. После этого перейдите к выработке новых альтернатив.

Не сбивайтесь с курса во время составления карты. В том случае, если вы часто отвлекаетесь в стороны, равно как и при появлении важных и непредусмотренных ранее вопросов, вы можете прибегнуть ко второй карте. При составлении карты по поводу перерывов для курения может встать вопрос о загрязнении воздуха или полов, требующий отдельной карты.

Зачастую нам кажется, что, если мы имеем дело с конфликтующими сторонами (как, например, при вопросе о продвижении по службе), подобное столкновение интересов лучше не вытаскивать наружу. Однако в большинстве случаев утаивание трудностей в конечном счете рискованнее, чем их вскрытие. Выявление проблемы в контексте нужд и опасений, связанных с ней, нередко помогает выявлению новых альтернатив.

Люди, которых обычно считают  трудными, имеют тем менее нужды и опасения, поддающиеся отображению на карте. Установите законные нужды, скрываемые за ширмой требований. Подобное отображение поможет вашему общению с ними. Когда мы говорим о “столкновении характеров”, мы нередко подразумеваем на деле, что не знаем, что движет этими людьми, и признаем, что наши обычные приемы общения недейственны в данном случае.

Всегда возвращайтесь к потребностям. Может случиться, что вы получите от ваших оппонентов ответ, радикально отличающийся от полученного ранее. Быть может, вам придут на ум пути удовлетворения их потребностей, о которых вы ранее и не подозревали, а ваша карта может подсказать вам новые и оригинальные решения. Строптивость подростка может скрывать страх того, что он отвергнут родителем. Быть может, предназначенный специально для него поход в кино или театр убедит их в вашей привязанности и одновременно решит проблемы поведения.

Негативное отношение к вам сотрудника может проявиться на карте как неудовлетворенная потребность в признании. Вы можете откликнуться на нее похвалой в его адрес на следующем заседании вашего коллектива.

Позиции, интересы и основные потребности
Решения выигрыш-выигрыш: решения выигрыш-выигрыш -  это решения, которые удовлетворяют всех участников конфликта.

Позиции: Позиции - это то, что люди говорят, чего они хотят. Обычно это одна из возможностей удовлетворения своих интересов и основных потребностей.

Интересы: Интересы - это причины, по которым люди говорят то, что они говорят, чего хотят. Это то, что люди чувствуют, что им нужно. Лучший способ выяснить интересы людей - спросить их, почему они хотят то, что, как они говорят, они хотят.

Основные потребности: Основные потребности касаются основных эмоциональных потребностей, таких как потребность быть любимым, потребность чувствовать себя в безопасности, потребность чувствовать, что контролируешь свою жизнь, потребности принадлежать кому-то. Эти потребности есть у всех.

Эффективное общение

Что дает людям эффективное общение?
1.    Почувствовать, что их услышали и поняли в полной мере;
2.    Услышать как бы со стороны из повторения, что же вы сказали, и лучше понять самих себя.

Умение слушать – это является необходимой предпосылкой для того, чтобы говорить интеллигентно. Тот, кто умеет хорошо слушать, тот умеет еще лучше говорить. 

Слышать и слушать – не одно и то же .

Слышать - значит, что ваши уши улавливают звуки, слова и предложения.

Слушать - это способность распределять по категориям и обрабатывать всю ту информацию, которую вы слышите, и делать заключения.


 В зависимости от используемых приемов слушания можно выделить несколько его видов:
Внимательное сосредоточенное слушание, почти без собственных речевых реакций, без оценок сказанного или соображения по поводу беседы. Это предполагает невмешательство в ход мысли собеседника и минимизацию ответов. Такой вид слушания может быть выражен при помощи нейтральных простейших фраз. Что позволяет выразить одобрение, интерес и понимание,  например:

-    Да?..
-    Это интересно….
-    Понимаю…
-    Можно ли поподробнее?..

Невербальными (неречевыми) средствами могут быть кивок или наклон головы, приближение к собеседнику и другие проявления поддержки и желания слушать дальше. Подобные нейтральные реакции являются «открывающими», снимающими напряжение, вдохновляющими говорящего, стимулирующими его к высказыванию. Это гораздо эффективнее, чем простое молчание, которое наш партнер может принять за незаинтересованность или несогласие.
Если собеседник находится в возбужденном, взволнованном состоянии, то ему можно помочь высказаться такими фразами:

-    Вас что-нибудь беспокоит?
-    Вы чем-то встревожены?
-    Что-то случилось?

Подобные стимулирующие высказывания особенно полезны в тех случаях, когда наш собеседник:
-    Горит желанием выразить свое отношение или свою точку зрения на что-либо;
-    Хочет обсудить наболевшие вопросы, чувствует себя обиженным, испытывает разочарование, негодование и т.п.;
-    Испытывает трудности в выражении своих забот и проблем;
-    Сдерживает эмоции, не решается высказаться из-за боязни испортить отношения или иметь неприятности.

Подобный вид слушание  незаменим для выяснения того, что скрывается за жалобой или предложениями, высказанными партнером, особенно в эмоционально напряженных ситуациях.

Большинство людей гораздо больше склонно говорить, чем слушать. Это часто приводит к неудовлетворенности общением, к ложным выводам, к высказыванию не того, что интересует партнера, к ответам на те вопросы, которых не задавали, и к игнорированию действительно важных моментов. Такой вид слушания открывает путь к взаимопониманию, устраняя ненужные вмешательства в разговор и субъективные замечания.

Если у Вас есть стремление дать собеседнику ощущение вашего  сопереживания, уловить эмоциональную окраску и значение его проблем, Вы устанавливаете доверие с собеседником. А доверие возникает тогда, когда собеседник чувствует искренний интерес к себе как к человеку, а не просто как к исполнителю деловой, служебной или другой роли.

Существуют ситуации, когда подобного выражения слушания бывает недостаточно для полноценного общения и понимания собеседника. Сюда можно отнести такие случаи:
-    У партнера нет желания говорить, или он испытывает трудности в подборе слов для формулировки своей проблемы.
-    Мы во многом не согласны с партнером, а наша готовность слушать понимается им как сочувствие и согласие. Это может привести к недоуменному возмущению и конфликту, когда выяснится истинное положение дел. В таком случае лучше сразу дать ему понять наше отношение к сказанному.
-    Партнер ждет от нас активного участия, совета, руководства к действию. В такой ситуации нерефлексивное слушание может быть воспринято как неодобрение и равнодушие.
-    Мы явно через силу придерживаемся позиции нерефлексивного слушателя, или это просто противоречит нашим интересам. Например, слишком словоохотливый собеседник злоупотребляет нашим терпением. Стоит помнить, что страдалец не может слушать по-настоящему внимательно, в такой ситуации общение становится формальным и неэффективным.

В подобных случаях более эффективно применение других методов слушания – техник активного слушания. Можно выделить 5  важных техник:

1.    Перефразирование     2.    Развитие идеи    3.    Резюмирование
4.    Сообщение о восприятии
другого    5.    Сообщение о собственном
Самочувствии    6.    Расспрашивание


Перефразирование.  Перефразирование означает краткий пересказ своими словами того, что сказал другой человек. Эта техника состоит в том, чтобы повторить, подобно эху, высказанные партнером мысли и чувства и показать, что вы слушаете и понимаете, что вам говорят, чтобы дать знать собеседнику, что вы схватываете значение его слов, вы можете повторять его основные идеи, понятия и т.д., выделяя голосом главные факты.  

Обычно такое воспроизведение сказанного им предваряется словами вроде:
•     Если я вас правильно понял, вы говорите, что…
•    Так вы сказали, что…

Главная «техническая» цель перефразирования – уточнение информации. Перефразируя, мы помогаем собеседнику услышать его высказывание со стороны, возможно, заметить в нем ошибки, более четко осознать и сформулировать свои мысли. Кроме того, используя «Эхо», мы выкраиваем время на обдумывание, что особенно важно в ситуациях, когда не сразу можно найти, что сказать.

Вы говорите, что…,  Вы имеете в виду тот факт, что…

Перефразирование является важным средством, чтобы дать собеседнику понять, что Вы интенсивно слушаете и чтобы проверить, действительно ли все правильно понято. Благодаря этому можно избежать многих недоразумений.

Перефразирование не должно содержать оценочных суждений, а также не  быть выражением собственных взглядов или толкований. 

При этом не следует повторять дословно всё, что сказано другой стороной. 

Основные правила перефразирования:
- Представьте точку зрения другого человека!
Ты предлагаешь, чтобы…, Ты чувствовал, что тебе мешают, когда …
- Воспринимайте факты и чувства!
Ты полагаешь, что я никогда не давал тебе шанса объясниться и это приводило тебя в ярость...
- Не оценивайте при перефразировании!
Ты чувствовал, что с тобой поступают несправедливо… (а не «Я на твоем месте чувствовал бы себя точно так же»)
- Выражайтесь кратко!

Развитие идеи. Вывод логического следствия из слов клиента или выдвижение предложения относительно причин высказывания:
1.     Если исходить из того, что вы сказали, то…
2.    Вы так полагаете, видимо, потому, что…
Эту технику часто путают с предыдущей, но она принципиально отличается от «эхо» наличием элемента интерпретации. «Развитие идеи» обладает многими достоинствами: позволяет уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, дает возможность получить информацию без прямых вопросов и т.п., однако нужно помнить об опасности сделать неправильный вывод из высказывания партнера, что может осложнить течение переговоров.

Резюмирование. Мы воспроизводим ряд высказываний партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируя самое существенное в них:
1.    Вашими основными трудностями, как я понял, являются …
2.    Итак, вы бы хотели…

Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы, чтобы собрать воедино все факты, идеи, понятия и т.д., чтобы создать основу для дальнейшего обсуждения, чтобы сделать обзор того, что было сказано, вы можете повторять то, что ваш собеседник уже сказал, сопереживать и обобщать его основные мысли и чувства. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюмирование может быть действенным и не обидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым партнером.

Сообщение о восприятии другого. Мы сообщаем партнеру, как мы воспринимаем его эмоциональное состояние в данный момент, например:
1.    Мне кажется, вас это очень огорчает.
2.    Вас что-то смущает в моем предложении?
3.    У вас счастливый вид.
Важно не утверждать, что наш собеседник испытывает те или иные чувства, а говорить о своих впечатлениях, предположениях (аналогично предосторожностям в технике «развитие идеи»). Чтобы правильно воспринять чувства собеседника, необходимо обращать внимание не только на слова, но и на его поведение, уметь поставить себя на его место, попытаться понять общий смысл беседы, чтобы показать собеседнику, что вы слушаете его и сопереживаете, дать ему знать, что вы действительно понимаете его чувства и переживания, вы можете конкретизировать то, что он чувствует и переживает. Конечно «отражение чувств» должно быть максимально деликатным и вежливым, иначе может возникнуть дополнительное недопонимание.

Сообщение о собственном самочувствии. Мы сообщаем партнеру, как мы чувствуем себя в данной ситуации, например:
1.    Мне жаль, что все так сложилось.
2.    Мне очень обидно это слышать.
3.    Я очень рад, что наши переговоры продвинулись..

Информирование партнера о своем собственном состоянии нередко полезно, особенно в эмоционально напряженных ситуациях. Это позволяет преодолеть сухость и формальность общения, способствует восстановлению эмоционального контакта в сложных переговорах.

Даже если мы говорим о своих негативных чувствах, это может расположить к нам собеседника, так как покажет нашу честность, отсутствие лицемерия и выразит прямо то, что все равно чувствовалось и давило на нас обоих. Сообщение о собственном самочувствии – это один из приемов метакоммуникации – коммуникации (общения) по поводу того, как происходит общение. Обращаться к такому приему особенно полезно при рассогласовании стилей общения – например, когда собеседник кажется не слишком тонким и чувствительным и легко может задеть нас, не заметив этого.

Расспрашивание.  Многие из приведенных техник могут быть употреблены в виде косвенных вопросов, например: «Правильно ли я понимаю…?»  В отличие от этого, расспрашивание касается прямого запроса на информацию, не столь непосредственно привязанного к предыдущим высказываниям клиента.

Вопросы
Правильное использование вопросов является важным инструментом в медиации. Однако вопросы являются таким инструментом, который надо своевременно использовать. При этом формы вопросов будут отвечать разным моментам. Открытые вопросы являются особенно важными на этапе исследования, в то время как закрытые вопросы более отвечают моментам подведения итогов на последних этапах медиации, а гипотетические вопросы следует использовать на протяжении высказывания различных мнений. 

Во время постановки вопроса важным является:
- стимулирование стороны к разговору;
- демонстрация сочувствия и поддержки.

Медиатору надо быть предельно осторожным, т.к. вопросы могут также:
- содержать элементы неправдивости, осуждения, критики;
- казаться предвзятыми и непоследовательными;
- напоминать допрос.

Три вида вопросов:

1.    Открытые    2.    Закрытые    3.    Гипотетические

Открытые вопросы являются широким приглашением к разговору; хорошие и открытые вопросы медиатора позволяют стороне контролировать ход дискуссии, предоставлять стороне свои взгляды и мнения, сосредотачиваться на проблемах. Такие вопросы стимулируют более полное исследование текущей ситуации и содействуют обмену мнениями и возможным действиям:

Как Вы воспринимаете то, что они говорят?
Какие, по Вашему мнению, будут последствия?
Какие у Вас предложения?
Почему это является важным?

Хорошо сформулированный открытый вопрос может вызвать неисчерпаемый ответ; если это произойдет, попробуйте еще раз; если это становится привычным в ходе общения, тогда попробуйте рассмотреть, что мешает эффективному общению; возможно, вы не заметили невербальный сигнал, возможно сторона ощущает определенный дискомфорт, иногда молчание и другая форма вопроса будут более уместны в этом случае для стороны.

Закрытые вопросы требуют очень специфичной и конкретной информации или фактов. Ответ на такие вопросы будет «Да» или «Нет», или очень короткий ответ – определенная констатация факта, например, относительно времени, места, количества, лица. Закрытые вопросы являются полезными во время проверки и выяснения:

На какую дату Вы соглашаетесь?
Сколько времени прошло с момента, когда они рассказали вам об этом?
Где вы встречались в прошлый раз?
Какова была стоимость контракта?

Однако несоответствующее и чрезмерное использование закрытых вопросов может ограничить продвижение дела. Серия закрытых вопросов может вызвать у сторон ощущение давления. Конечно, сторона может заменить закрытый вопрос на открытый, например, используя такие выражения, как «да, однако…», и после этого дать пространственное пояснение.

Гипотетические вопросы дают сторонам возможность изучить мнения, не компрометируя себя:

А если другая сторона скажет, что это ее не устраивает?
А если допустить, что они это предложили?
Что произойдет в случае…?
Как бы это выглядело, если бы Вы могли…?

Некоторые медиаторы отдают предпочтение ведению переговоров в гипотетической форме, таким образом, чтобы в начале процесса, до того, как подписано соглашение об урегулировании, иметь возможность обработать все мнения относительно разрешения спора без предварительных обязательств.

Медиатор часто имеет дело с информацией и фактами, однако очень важно понять, что результатом юридических  споров могут стать эмоциональные последствия, которые могут вызвать подозрение относительно репутации, личной неудачи, и некоторых иных эмоциональных переживаний.
Дополнительные вопросы, исходя из целей:

1.    Повелительные предложения, которые не совсем напоминают вопросы, однако понуждают к ответу:
Скажите мне, каким образом это будет решено?

2.    Вопросы, которые содействуют выражению мыслей и чувств:
Каким образом на Вас повлияла ситуация?
Как Вы отреагируете на возможность неосуществления Ваших надежд?

3.    Вопросы, которые содействуют дальнейшему уточнению ответа:
Не могли бы Вы рассказать несколько больше о том, что произошло?
Что заставляет Вас так говорить?
О чем именно Вы сейчас думаете?

4.    Обращение с просьбой привести примеры содействует уточнению:
Я не совсем понял, что Вы имеете в виду. Не могли бы Вы привести пример?
Когда это случалось в последний раз?

5.    Сосредоточение на важных вопросах в течение дискуссии:
Что Вы хотите рассмотреть в первую очередь?
Что для Вас является самым важным аспектом из всего вышеупомянутого?

6.    Уточнение помогает закрепить ваше понимание сказанного:
Вы имеете в виду, что…?
Я могу еще раз убедиться в том, что я верно понял…?

7.    Содержание в вопросе краткого пересказа только что полученной информации содействует дополнительной проверке и уточнению сказанного непосредственно перед переходом к рассмотрению нового вопроса:
Вы сказали, что не готовы рассматривать такую возможность, а если…?
Вы только что выказали свое неудовольствие по этому поводу, однако является ли реалистичным исходить из того, что…?

8.    Проверка понимания – в случае общих заседаний, указанный тип вопросов помогает сторонам убедится в том, что их правильно поняли:
Как Вы восприняли слова Х относительно…?
Не могли бы Вы выказать Ваше понимание сказанного…?

9.    Дополнительная информация относительно последующих действий предоставляет другому лицу некоторое время на размышления:
Разрешите Вас спросить?
Для полного понимания этого было бы желательно, если бы Вы…

10.    Перефразирование вопроса в случаях, когда первый вопрос остался непонятным другому лицу:
Разрешите несколько иначе поставить вопрос. А если…?

11.    Полезным для вас может оказаться обращение к другому лицу с просьбой перефразировать вопрос:
Не могли бы Вы сказать это собственными словами?

12.    Перефразирование вопроса в случае, когда первый вопрос был не понят окружающими:
Разрешите высказаться иначе. А если…?
Язык вражды. Упражнение.

Ниже приведены три цитаты из статьи, блога и радио. Какое из них из контекста Украины (2014-2017)?

“Могилы еще не наполнены. Все кто живет около красных - виходите на улицы. Найдите их дома. Те, у кого есть оружие – без раздумий окружайте и уничтожайте их.”

“Красные, они же ___, ___, ___. Проще говоря вся та нечисть, которая живет на территории современной ___, ___ и ___. Не путайте с ___, потому что цветной может не быть красным. Жаль что красных не замочили ( но уж хоть так, а то совсем оборзели изменники Родины!”

“Ну, мы все увидели твое истинное лицо, ты ___, я ___. Я хочу, чтобы ___ была свободна от ___ правления, но я не поддерживаю ___, потому что они думают, что убивать людей это нормально, как считает ___ армия, и такие ___ как ты.”

Глоссарий:

Местная медиация - процесс разрешения конфликта непосредственно его участниками, которые могут использовать свое влияние для его конструктивной трансформации
Фасилитация - процесс коммуникации для построения доверия, уверенности и взаимности среди участников группы
Диалог - процесс коммуникации для достижения консенсуса и/или восстановления отношений между широкой группой участников
Медиация - процесс коммуникации для решения проблемы и/или восстановления отношений между ограниченным числом участников
Конфликт - столкновение несовместимых интересов
АРС - альтернативное разрешение споров. Ряд внесудебных методов разрешения конфликтов.
Трансформативный подход - метод разрешения конфликтов, с фокусом на долгосрочные решения вместо краткосрочных, также расширяющий возможности и права конфликтующих сторон.
Язык вражды – использование методов коммуникации для преднамеренного оскорбления группы или личности, исходя из отличительных особенностей группы

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Кримськотатарська національна ідентичність на тимчасово окупованій Херсонщині на межі знищення

Вирішення екологічних проблем на Херсонщині — результати круглого столу

Хаби допомоги, мобільні команди та тренінги для фахівців на Херсонщині: ХОЦ “Успішна жінка” та ЮНІСЕФ