Теорія конфлікту доступними словами (російською)

Но, что такое конфликт?

Конфликт от лат. conflictus — столкнувшийся.
Тем самым конфликт – столкновение интересов, позиций, взглядов, ценностей

Конфликтология – это междисциплинарная наука, которая подробно изучает конфликт, объединяющая подходы разных смежных дисциплин. Конфликты изучают психологи, политологи, социологи, менеджеры, антропологи, праве, историки.
Достаточно большой запас знаний получен и практиками, работающими в конфликтах – переговорщиками, медиаторами и фасилитаторами.


Анатомия конфликта: причины, типы, стадии и подходы к анализу
Классификации социальных конфликтов

I.    По сфере проявления несовпадающих интересов:
1.    Экономические    2.    Этнические    3.    Социально-психологические
4.    Политические    5.    Религиозные    6.    Культурно-идеологические
7.    Социально-классовые           

II.    По несовпадающим интересам:
1.    Власть    2.    Социальный статус    3.    Информация
4.    Территория    5.    Материальные блага    6.    Контроль и компетенция
   
III.    По субъектам конфликта:
1.    Межличностные    2.    Внутриличностные    3.    Межэтнические
4.    Межгрупповые    5.    Внутригрупповые    6.    Межклассовые
7.    Межгосударственные    8.    Внутригосударственные    9.    Межконфессиональные

IV.    По динамике возникновения:
1.    Подлинные    2.    Смещенные    3.    Скрытые
4.    Ложные    5.    Неверно приписанные    6.    Случайные/условные

V.    По формату:
1.    Сражение    2.    Игра    3.    Дебаты

VI.     По степени регламентации:
1.    Институализированные    2.    Неинституализированные

VII. По форме-структуре:

1.    Горизонтальные    2.    Вертикальные

Сигналы конфликта
Первый шаг в искусстве разрешения конфликтов — это способность воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением сигналов конфликта.

Кризис
Кризис как сигнал достаточно очевиден. Когда человек рвет свою связь с партнером по работе или по любви, ясно, что, судя по всему, мы имеем дело с нерешенным конфликтом. Насилие также указывает на несомненное присутствие кризиса, равно как и ожесточенные споры, когда люди оскорбляют друг друга, потеряв контроль над эмоциями. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Человек становится способным на крайности — в своем воображении, а иногда и на самом деле.

Напряжение
Это еще один очевидный сигнал. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. На¬ши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства. Ситуация подобна древесному сухостою, готовому к вспышке от первой искры. Если муж просит у жены передать ему солонку, а она отвечает на это: “Тебе что, не нравится моя стряпня?” — тут мы, вероятно, имеем дело с застарелым конфликтом. Быть может, муж несколько раз поздно вернулся домой и жена пришла к определенным выводам, не имея достаточно веских на то оснований. Быть может, вся эта история вызвана простым недоразумением, однако в атмосфере напряженности недоразумение может быстро перерасти в конфликт.

Недоразумение
Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение вызвано тем, что данная ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из ее участников. В таком случае его мысли имеют склонность непрерывно возвращаться к одной и той же проблеме. Ее восприятие искажается.

Инциденты
Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. В вышеприведенном примере о солонке и кажущемся неприятии мужем приготовленного женой обеда напряженное состояние жены и возникшее недоразумение предварялось, возможно, несколькими малозначительными на первый взгляд инцидентами. Возможно, муж пару раз не предупредил ее о позднем возвращении с работы. Она решила не устраивать скандала в тот момент, хотя невнимательность мужа заронила зерно сомнения в ее сознание. Такой сам по себе незначительный инцидент может, будучи неверно воспринятым, привести к эскалации конфликта.

Дискомфорт
Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать. Спросите себя: “Могу ли я что-то сделать по этому поводу в данный момент?” Вам может прийти в голову какой-то шаг, о котором вы и не подумали бы в другое время. В другой ситуации ничего иного сделать нельзя, кроме как оставаться начеку. Если вы научитесь опознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.

Динамика эскалации конфликта
В разговоре о социальных конфликтах, о том, как их отслеживать, как управлять и разрешать, важно понимать и знать, то какой путь социальный конфликт  проходит.
Наиболее подробное описание того, какие стадии проходит социальный конфликт, что происходит внутри противостоящих групп и между ними, дал австрийский ученый Фридрих 
Глазл, определив это как 9 фаз эскалации конфликта:.
1.    Отвердевание – возникновение незначительной напряженности и трений в процессе нормального общения; при частом повторении таких моментов стороны могут констатировать, что они препятствуют открытости и обоюдной откровенности; возникающие время от времени столкновения мнений приводят к изменению взаимоотношений между сторонами; ситуация периодически начинает выходить из-под контроля.
2.    Дебаты - происходит изменение климата взаимоотношений; стороны переходят к жесткому поведению и не боятся вербальной конфронтации; происходит осознание собственных интересов, отличных от интересов другой стороны; возникает недоверие друг к другу.
3.    Действия – стороны заканчивают формирование своих позиций и готовы укреплять и отстаивать их посредствам конкурентного поведения.
4.    Имидж, коалиция – позиции сторон радикализируются (черное или белое, истина или ложь, за или против) и становятся антагонистическими; перед сторонами впервые встает вопрос о победе или поражении; превозносится важность собственного имиджа и репутации; начинаются позиционные маневры, поиск и привлечение союзников.
5.    Потеря лица – стороны пытаются приписать друг другу негативные образы и спровоцировать противника повести себя так, чтобы своим поведением он подтвердил этот негативный образ – публично совершаются нападения на "имидж противника"; начиная с этой ступени, конфликт также становится борьбой за ценности.
6.    Стратегия угроз – центр тяжести смещается в сторону агрессивных планов и силовых действий (спонтанные угрозы => план агрессии => ультиматум).
7.    Ограниченные уничтожающие удары – стороны, пугая другого, напугали и себя; все ждут ударов на поражение; конфликтующие стороны перестают рассматривать противника как носителя смысла и гуманитарных ценностей, они готовы причинить друг другу вред; стороны осознанно или неосознанно провоцируют друг друга к превентивным ударам, сворачивая при этом каналы обратной связи.
8.    Расщепление – начинают реализовываться планы по расколу и уничтожению позиции противника; реализуется стратегия "разделяй и властвуй"; силы и механизмы разрушения приобретают самоценность; однако стороны еще не готовы к "самопожертвованию" и стараются выбирать однонаправленные средства разрушения.
9.    Вместе в пропасть – возникает ситуация "тотальных коллизий", когда под лозунгами: "Вперед любой ценой!" или "Так не достанься же ты никому!" в бой бросаются все наличные силы и средства; стороны готовы к "самоубийству" – падая в пропасть, каждая из сторон увлекает за собой другую, получая при этом последнее удовлетворение. На девятой фазе уже ни шагу назад, тотальная конфронтация и уничтожение даже ценой самоуничтожения.

Основной же путь можно описать как процесс первоначального описания себя, как «исключительной» группы, затем отделения от других с подчеркиванием своих преимуществ и достоинств, а затем собственно столкновение. И период столкновения также не выступает как поступательный, но нарастающий процесс – от угроз к «ограниченным ударам» И что важно в этом описании эскалации, что если не вмешаться на одном из этапов эскалации конфликта, то неизбежен путь общих потерь Как образно описал Глазл – «Вместе в пропасть”.

Такое подробное описание процесса конфронтации важно для выработки адекватных средств интервенции в конфликт.

Для более масштабных действий практиками–миротворцами часто используется выделение 5 стадий конфликта:

1.    Предконфликтная ситуация фиксирует возникновение реального противоречия в интересах, потребностях и целях сторон. Так как оно еще не осознано и нет никаких конфликтных действий, данная ситуация — это потенциальный конфликт. Противоречия являются результатом действий преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на работе, в быту, семье и других сферах жизни, многие из реальных противоречий существуют длительное время, никак не проявляя себя. “Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают возможность возникновения конфликтов, которые переходят в реальные только в сочетании с субъективными факторами”. Что это означает? Например, недостатки производственного характера (неритмичность в работе, перебои в снабжении и т.п.) являются причиной возникновения предконфликтной ситуации. Какое же развитие эта ситуация получит, зависит от того, как воспринимают и оценивают ее работники. На данной стадии зарождается напряженность во взаимоотношениях, эмоциональные переживания характеризуются повышенной тревожностью.

2.    Кризис связан с восприятием реальности как конфликтной, с пониманием необходимости принятия решения к действиям. Зачастую конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы по отношению к одной из сторон взаимодействия или по отношению к общественно важным целям и интересам. На этой стадии в поведении человека в большей мере проявляется раздражительность, неприязнь, агрессивность, а порой и неуравновешенность. Человек задумывается и вырабатывает мо¬дель своего поведения. Итак, осознание конфликтной ситуации/кризиса является толчком к конфликтному поведению.

3.    Конфронтация — самая острая и эмоционально напряженная стадия конфликта (инцидент). Стержнем конфликтного поведения является блокировка достижения цели другой стороной (среди средств такой блокировки могут быть искажение информации, апелляция в вышестоящие органы и др.). Если в качестве формы межличностного взаимодействия выбрана конфронтация (а не переговоры), то в поведении сторон могут наблюдаться явные угрозы, склоки, моральные оскорбления и даже физическое насилие. Многократно обостряется эмоциональный фон протекания конфликта, порой люди становятся неуправляемыми. Терпеливость и терпимость, волевое саморегулирование должны препятствовать развитию конфликта.

4.    Выход из конфликта. Данная стадия может и должна начинаться, минуя конфронтацию. Достаточно часто одна из сторон или обе замечают элементы конфликтности на первых двух стадиях и делают все возможное для устранения объективных причин конфликтной ситуации. При этом используются такие формы корректного разрешения конфликта, как переговоры, коллективное обсуждение возникшего противоречия, обращение к третьему лицу (посредничество), переключение внимания с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений и др. Если же конфликтное противодействие произошло в форме морального или физического насилия, то при разрешении конфликта могут использоваться следующие способы: разъединение враждующих сторон, пресечение конфликта путем наложения санкций, срочное выявление причин конфликта и принятие мер по разрешению противоречия, которое привело к конфликту.

5.    Постконфликтная стадия характеризуется глубокими переживаниями сторон. Произошла разрядка напряжения, и участники “выплеснули” эмоции. Часто у них возникает чувство вины, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии происходит коррекция их самооценок, притязаний и отношений, факты, полученные в исследованиях американского психолога Л.Уолтера, показывают: именно постконфликтная стадии, когда участники конфликта готовы к позитивным изменениям, можно проводить искренний, объективный и конструктивный разбор происшедшего с четким определением перспектив дальнейшего развития взаимоотношений.

В таком описании конфликта важно понимать, что социальный, политический конфликт развивается циклично, разного рода события, обстоятельства могут запускать новые витки развития конфликта. Стоит отметить, что в ходе конфликта возможно различное сочетание рассмотренных выше стадий. Они могут приобретать вполне определенную значимость и могут быть различными по продолжительности. 



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Кримськотатарська національна ідентичність на тимчасово окупованій Херсонщині на межі знищення

Вирішення екологічних проблем на Херсонщині — результати круглого столу

Хаби допомоги, мобільні команди та тренінги для фахівців на Херсонщині: ХОЦ “Успішна жінка” та ЮНІСЕФ