Інструменти подолання конфлікту: діалог (російською)

Dialogos: (dia) – через, за, посредством, (logos) – слово
То есть, разговор, коммуникация, посредством слова.
По духу понимания диалога хотелось бы представить вам на рассмотрение определение и понимание диалога, который связывается с мирными процессами в трансформации этнических, социальных конфликтов Х. Сондерсом (Hal Saunders, A Public Peace Process: Sustained Dialogue to Transform Racial and Ethnic Conflicts):

 
«Диалог - процесс истинного взаимодействия, через него люди глубоко слушают друг к другу, и тогда внутри каждого происходят изменения и этим познание. 


«Каждый делает серьезные усилия, чтобы включить представление другого в собственную картину мира, даже когда остаются разногласия. 

«Никто из участников не отказывается от своей идентичности, но каждый признает достаточно обоснованными другие человеческие притязания, возможность действий, отличающихся способом и направлением»

Таким образом, диалог выступает  одним из способов работы с конфликтом.

Безусловно, что способов, форм интервенции в конфликт, в межгрупповые конфликты есть много и зависят они от разных факторов. И прежде всего, от того, на каком этапе реализуется интервенция. 


Например, в то время, когда в Киеве «стоял» Майдан в 2013 году, вплоть до середины января 2014 года была острая потребность в диалогах, которые, во-первых, представляли идеи Майдана тем группам и регионам, у кого не было возможностей понять из первоисточника принципы и ценности Майдана. К сожалению, такие диалоги не смогли состоятся из-за динамики событий на Майдане в Киеве, поэтому прежде всего на востоке и юге страны накапливались разного рода интерпретации, негативные стереотипы и страхи относительно Майдана. Такую «просветительскую» роль, установление контактов в некоторой мере сделать не удалось. Хотя в это период были другие диалоги, мотивирующие к общественной активности («Диалоги на Майдане»), в разные периоды включались специалисты и проводили переговоры между Майданом и силовиками и т.п. А вот, например, после известных трагических событий 2-го мая 2014 года в Одессе, основная задача первое время стояла в том, что бы остановить нарастающий конфликт, сделать некий «стоп» и лишь потом, выделяя актуальные вопросы о приостановке эскалации, раздельно, создавать диалоговую площадку.  На этом этапе конфликта не могло быть и речи о примирении, например.

Формы интервенции в конфликт также различаются и по уровню влияния сторон конфликта и контроля «3-й стороны».


Так, на схеме вы можете увидеть, какие существуют методы решения конфликтов.


Максимальный уровень влияния на решение конфликта «третьей стороны», это единоличное принятие решения (на основе полномочий, например, когда руководитель принимает решение по выходу из конфликта сотрудников), судебное разбирательство, когда суд на основе закона, уполномочен принимать решение в споре.


Далее, влияние на решение сторон увеличивается – и при фасилитации и переговорах, стороны самостоятельно принимают решение.

Методы разрешения конфликтов по уровни контроля за решением конфликта разных сторон конфликта:
Кроме того, формы интервенции, вмешательства в конфликт зависят и того, на какой стадии находится конфликт. Важно то, что интервенция в конфликт может реализовываться на разных стадиях развития конфликта. В зависимости от стадии конфликта интервенция в конфликт выполняет разные задачи.

Диалог может выступать достаточно универсальным способом интервенции в конфликт и применяется на всех этапах конфликта.
Вероятно, одним из исключений может быть ситуация в зоне открытого вооруженного столкновения. В этой ситуации ведутся переговоры.
 «Пока люди разговаривают, оружие не стреляет».

Как можно оценить конфликтную ситуацию в которых применяется диалог как технология, инструмент?

В Украине есть разные конфликты, разного уровня, с разными основаниями и разделяющими факторами (внутри гражданского общества, между разными социальными группами, внутри активистских групп, между РФ и Украиной и т.п.)


В самом общем виде можно обозначить что в настоящее время диалоги проводятся по разным основаниям в ситуации «в и вокруг» Украины.

Одна группа проблем связана с тем, что наше общество можно охарактеризовать как разделенное сообщество (divided society), уровень конфликта – поляризация,  на разных уровнях (от государственной риторики до медиа, в активистских кругах, в разных сообществах) присутствуют 3 «Д» (дегуманизация, деперсонализация, делегитимизация).

Основные проявления разделенности сообщества:
1.    Утончение социальной ткани общества, т. е. изоляция его членов друг от друга;
2.   Дистанцирование и противопоставление групп по религиозному, этническому или любому другому признаку;

3.    Появление изгоев в обществе;
4.  Формирование негативных стереотипов, взаимные предубеждения и опасения между разными группами;
5.    Проявление расовой, религиозной, социальной нетерпимости во всех областях общественной жизни, особенно во время различных массовых мероприятий, в отношениях с правоохранительными органами, в СМИ.

Не менее сложными и важными по остроте конфликты, связанные с новыми факторами – большой миграцией населения, проблемами интеграции в местные сообщества.
 

Ну и, конечно, проблемы самоорганизации общества и лоббирование интересов на разные уровни власти.

Задачи диалога в ситуации разделенности сообщества: 

1.    Узнавание и понимание того, что есть другая сторона;
2.    Раскачивание и разрушение мифов и образа врага;
3.    Восстановление связей;
4.    Уход от биполярного видения ситуации и т.п.

Диалог позволяет нам говорить о конфликте. Открывает возможность обдумать факты, которые могут быть болезненны и неприятны. Вспомнить и отчасти пережить эмоции, связанные с конфликтом. Узнать, как переживают конфликт наши оппоненты. Вместе  переосмыслить происходящее, попытаться найти решения. Иными словами, диалог позволяет  трансформировать конфликт. И в то же время  направлен на то, что  «людям удается как воспитать уверенность в себе, так и построить отношения с другими». 

В диалоге обсуждение конфликта проходит в группе. Группа состоит из разных людей. Они могут отличаться по возрасту, социальному положению, профессиям. У каждого участника – свой  жизненный опыт. При этом разных людей может объединять одна задача – например,  принять меры для предотвращения насилия в конкретной ситуации.

Сложности диалога в ситуации разделенности сообщества:
1.    Непопулярность диалога из-за фазы конфликта. Когда диалог невозможен или нежелателен;
2.    Дискредитированность. Когда настолько высок уровень конфронтации, что встречу/диалог могут использовать для ее усиления ее;

3.   Смещение смыслов диалога с другими формами работы с конфликтом. Когда стороны не готовы к разговору и признанию другой, иной позиции.

В этих случаях проводят:
1.    Челночные, раздельные обсуждения;
2.    Используют формы опосредованного обсуждения, например, через арт-события;
3.    Не приглашают лидеров мнений, поддерживающих мобилизацию и конфронтацию.

Диалог в конфликте увеличивает поле возможностей, которые открываются в кризисной ситуации. Это путь и средство перехода от биполярности к разнообразию, к миру, где равно сосуществуют интересы и потребности разных групп и сообществ.

Сравнительная таблица:

СПОР
ДИАЛОГ
Цель – “выиграть” спор, утверждая собственные взгляды и дискредитируя взгляды других.  
Цель – понять взгляды, отличающиеся от собственных и посмотреть на предмет обсуждения под другим углом.
Люди слушают других, чтобы найти ошибки в их аргументациях.
Люди слушают друг друга, чтобы понять, как их личный опыт сформировал их убеждения.
Люди критикуют опыт других как искаженный и не имеющий ценности.
Люди принимают опыт других, как ценный и настоящий.
Люди выглядят так, будто они прикладывают усилия, чтобы ни в коем случае не изменить собственных взглядов касательно предмета обсуждения.
Люди выглядят достаточно открытыми к переменам собственного понимания предмета обсуждения.
Люди говорят, основываясь на предположениях о позиции и мотивации других.
Люди ведут разговор преимущественно о собственном понимании и делятся опытом.
Люди противопоставляют собственные взгляды и стараются доказать, что их собеседник – не прав.
Люди работают совместно ради поиска совместного решения.
Сильные эмоции (гнев, например), часто используются, чтобы запугать собеседника.
Сильные эмоции (гнев или грусть), уместны тогда, когда они передают интенсивность опыта или убеждения.


Как узнать, происходит ли честный разговор/диалог?

Если:
Вместо того, чтобы:
Когда ты говоришь то, что надо сказать.
… говорить то, что ты хочешь сказать.
Когда ты говоришь что-то, что проявит твои чувства.
… говорить что-либо, чтобы обвинить.
Когда ты говоришь что-то, чтобы открыть свою реальность.
… говорить что-то, чтобы контролировать реальность другого человека.
Когда ты говоришь то, во что действительно веришь.
…. говорить что-то, что от тебя ожидают, либо что-то, что отвечает твоим стереотипам.
Когда ты говоришь что-то, что указывает на открытость к росту и к будущему.
… говорить, обращаясь к прошлому.




Между тем, что я думаю,
Тем, что я хочу сказать,
Тем, что я, как мне кажется, я говорю,
Тем, что я на произношу,
И тем, что вы хотите услышать,
Тем, что, как вам кажется, вы слышите,
Тем, что вы хотите понять,
Тем, что вы понимаете,
стоит десять вариантов возникновения непонимания.
Но, все-таки, давайте попробуем...
Бернард Вербер

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Кримськотатарська національна ідентичність на тимчасово окупованій Херсонщині на межі знищення

Вирішення екологічних проблем на Херсонщині — результати круглого столу

Хаби допомоги, мобільні команди та тренінги для фахівців на Херсонщині: ХОЦ “Успішна жінка” та ЮНІСЕФ